Здравствуйте друзья! Сейчас самая горячая пора у студентов профессиональных музыкальных училищ и ВУЗов- сессия онлайн! Самый распространённый вариант приёма экзаменов у исполнителей -это запись программы. Как правило, она происходит в домашних условиях, на том инструменте и той техникой, которые использовались раньше для личных занятий. Далеко не у всех это настроенные рояли и переносная мини студия звукозаписи с микрофоном, камерами и штативами. Так как вы находитесь на странице пианистки и преподавателя, то я позволю себе написать свои размышления по поводу домашней записи исполнения на фортепиано: 1. Первое, что нужно помнить, когда записываешь в домашних условиях, это то, что запись всё УСРЕДНЯЕТ! И главное, что страдает в неравном бою- это звук! У нас нет возможности очаровать слушателя атмосферой зала, и акустикой. К этому добавляем стресс перед камерой, установку на игру "чисто и без ошибки", при этом осознавая, если вдруг что, можем переписать - и получаем, как правило, крепкое, однообразное, тяжеловесное, сосредоточенное исполнение с десятого дубля. К этому времени никаких творческих сил у исполнителя уже нет, и нравится то, что чисто и грамотно. Я может быть утрирую состояние артиста, но кому близко, с вас лайк. И так как мы ничего не можем поменять, мы вынуждены приспосабливаться. В этом нам должен помочь наш инструмент, на котором мы знаем каждую ноту( вы тоже говорили педагогу, что дома у меня все получается?😜) К чему я веду? К большой требовательности к себе и познанию своего пианистического аппарата. Задачи,которые мы привыкли слышать от педагога нужно довести до возможного абсолюта здесь и сейчас: все контрасты заострить, стаккато легче, легато гибче, баланс и рельеф мелодической линии, все должно быть ясным и органичным во времени произведения. Звукотворческая воля, упрямство и настырность, вот что помогает нам в творческой работе с камерой. Если смотреть на это с точки зрения собственного музыкантского роста, то это прекрасный опыт самосовершенствования и многие звезды записывают свои репетиции для детального самоанализа исполнения. Справедливости ради надо сказать, что студенты, так позанимавшись, устают значительно сильнее, чем готовясь к обычному уроку, но и КПД их собственного отношения к делу растет. 2.Второе препятствие-как не растерять творческое вдохновение в многочисленных дублях? Концерт- это волнительное событие во многом от того, что мы имеем возможность сыграть только один раз, здесь и сейчас. Это и плюс, все резервы организма аккумулируются в данный момент, и минус- все что мы сыграли не так как хотелось уже непоправимо. Но...артистическое вдохновение и увлечение музыкой слушателей даёт нам шанс оставить след в их сердце от испытанных эмоций, а не количестве помарок. В этом случае камера, усредняя эмоциональный градус, увеличивает впечатление от ошибок как явных, так и неправильного распределения энергии исполнителя. И вот эту энергию надо грамотно отдавать. Пока вы не устали, постарайтесь исполнять произведение целиком и на маленькие случайности не обращайте внимания, потому что подсознательное ощущение того, что можно переписать играет с нами в нечестную игру. Каждый раз бросая на полпути свое исполнение, мы тем самым не формируем законченности понимания исполняемого произведения, а значит не приобретаем убедительности собственной трактовки. Опять таки это хорошая тренировка преодоления сценического волнения и репетиция доставки "по заказу" творческого подъема. 3.И третий пункт, который тоже полезно проанализировать молодым исполнителям- это внешний вид в кадре. Кто бывал в дирижерских классах знает, что там есть большие зеркала, и они не для того, что бы любоваться собой, а чтобы видеть себя со стороны. "Играющие руки", пол спины, плечо и ухо, шорты и майка...это не портит впечатление от игры, вашу запись в любом случае послушают, это говорит о культуре человека и отношении к людям, кто будет слушать. Совершенно необязательно покупать штатив, лампы и вечерние наряды- однотонный длинный рукав и продуманное заранее место, где будет стоять камера, что бы было видно в кадре руки, корпус и голову, этого вполне достаточно. В завершении хочу приободрить всех, кому предстоит записывать и отдавать на суд свои записи. В комиссии сидят музыканты, которые понимают все трудности и нынешние неудобства. И в этих условиях, технические несовершенства способны передать талант и увлечённость музыкой. Будьте собой, занимайтесь и любите свою профессию. "Лучше играет тот, кто большего хочет" Генрих Густавович Нейгауз. Желаю всем успехов и здоровья! P.S. Если пост был полезным, то меня порадуют ваши комментарии, букетики💐 и аплодисменты👏🤗